Закалка и спорт - залог здоровья ребенка

Сегодня часто можно услышать фразу: «Хорошо иметь большую семью, когда дети здоровы!..» Действительно, хорошо, когда и семья большая, и дети в ней растут здоровыми. Нет постоянной тревоги: надел ли шапочку, застегнул ли куртку? Нет беспокойства по поводу сквозняков, подстерегающих повсюду — дома, в транспорте, в школе.


Зато есть возможность ездить загород всем вместе, не боясь, что ребёнок плохо перенесёт дорогу. Есть уверенность, что ребёнок не пропустит уроки в школе по болезни. Остаётся время и силы для игр и занятий с детьми, для общественной работы и самообразования. 


Несомненно, важнейшую роль играет закаливание. Причём навыки такого развития должны внедряться с самого раннего возраста. 


Уже в первую зиму после начала физкультурных занятий и закаливания ребята, как правило, не болеют. У них уменьшается количество простуд, пропадают отиты.


Родители должны приучать к низким температурам и закаливать ребёнка с самого рождения – такая позиция специалистов сейчас не кажется чем-то невообразимым. Упражнения, которые выполняются с младенцами, способствуют развитию мышц, что очень важно именно для малышей. Родителям необходимо стараться использовать рефлексы, которые заложены в организме каждого ребёнка с рождения — хватательный, например. Цепляясь за пальцы взрослого, малыш начинает приподниматься, садиться, вставать. Уже к трём месяцам дети, таким образом, хорошо стоят, крепко держась за пальцы взрослого.


Помимо постоянных длительных воздушных ванн, массажа – стоит заниматься с детьми, с самого раннего детства плаванием, использовать и метод резких холодовых воздействий. Специалисты утверждают, что уже с 12-дневного возраста малыша можно выносить, например, на балкон голенького — на короткое время при температуре воздуха 0°, —3°, —10° и т. д. Сухим снежком обтирать руки, лицо, ноги ребёнка. С нескольких месяцев можно брать с собой в парную (русскую) баню. После парилки — обязательный холодный душ. Ко всем этим процедурам, как правило, ребёнок относится положительно: с удовольствием идёт в парилку, восторженно ловит ручками струи холодной воды. 


Важно! Естественно, перед подобными действиями необходимо проконсультироваться у педиатра.


Буквально с самого рождения детей приучают к воде – известны случаи, когда малыш уже самостоятельно, практически без поддержки, плавает. Воду для купания наливают в обычную большую ванну, температура воды от + 30 до + 35°, обливают водой от + 20 до + 25°. Самостоятельно держаться на воде (на спине) ребёнок учится обычно в 4–5 месяца. Таким образом, у малыша проецируется устойчивое положительное отношение к воде, купанию. Начиная с апреля — мая, когда температура воздуха всего + 10°, а температура воды ещё ниже + 8°, ребёнок с удовольствием идёт в открытые реку, озеро. 


Утром у детей должна быть обязательная пробежка. Бегать стоит босиком, в шортах и майке в любую погоду — минута, две, три. Более длительная пробежка — в тапочках, спортивной форме — может занимать минут 15. Ещё несколько минут — прыжки, подтягивания на турнике. Можно немного покачаться на качелях. или трапеции. Затем умывание, утренний завтрак. При таком распорядке на всё уходит меньше часа. Бодрое начало дня обеспечивает боевое настроение на весь день.


Постоянное проветривание, относительно невысокая температура воздуха (от +13 до +17°) в помещении способствуют двигательной активности. Если кто-то озяб, необходимо подвигаться, позаниматься на спортивных снарядах. Не запрещается погреться в ванне. Перепад температур благоприятно влияет на процессы терморегуляции (из ванны малыши выходят в одних трусиках). Существует ещё один эффективный способ согреться — выскочить на несколько минут (или секунд) на заснеженный балкон, а ещё лучше — пробежать босиком по снежку вокруг дома. После этого и в относительно тёплом помещении почувствуешь, как тебе жарко. 


Кратковременное, но интенсивное воздействие холода оказывает на организм активизирующее влияние. Человек не только лучше противостоит простудам, но легче переносит и физическое утомление, напряжение, эмоциональные воздействия, действия различных инфекций и т. д. 


При таком режиме дети не болеют детскими инфекционными заболеваниями: свинкой, корью, скарлатиной, ветрянкой и т. д., хотя контактов с другими детьми всегда достаточно — в школах, в транспорте. 


Специалистами возрастной физиологии установлено, что бытовая температура, превышающая 20—22°, для детей нецелесообразна. При более высокой температуре не только детренируются механизмы терморегуляции, но и патологически снижается тонус мускулатуры. А более низкая температура, наоборот, способствует повышению мышечного тонуса. 


Учёными даже производился следующий опыт: грудным младенцам на 5—10 секунд прикладывали к различным участкам тела стакан с холодной водой (температура 5—10°). Такая холодовая экспозиция сразу повышала мышечный тонус ребёнка, увеличивала частоту двигательных реакций. Попросту говоря, ребёнок начинал усиленно двигать ручками и ножками, что, несомненно, способствовало его развитию.


Можно с уверенностью сделать вывод: холод — прекрасный тренер.


Проблема заключается в том, чтобы не дать детям чрезмерной холодовой нагрузки. Важно лишь помнить о значении психологической настроенности на успех, а также хорошо знать индивидуальные особенности своего ребёнка.